Начиная свой путь в качестве разработчиков сайта, многие начинающие задают мне вопросы, касающиеся дизайна сайта. Сегодня я начинаю ряд публикаций на эту тему.
И прежде чем вы узнаете смысл веб-дизайна, хочу вам задать правильное направление.
Какие первые мысли у вас возникают при слове веб-дизайнер?
Я думаю и, наверное, не ошибусь в 90% случаев, это человек который рисует сайт. На самом деле это не так. В англоязычном секторе Интернета — это человек, который проектирует, создает, верстает в HTML. Почему в Runete многие думают, что веб-дизайнер занимается только графической оболочкой сайта, — я не знаю, хотя сам когда-то думал так же.
Из этого вытекает следующее, веб-дизайн — это графическое оформление сайта, которое включает в себя разработку структуры сайта, разработку логики сайта с учетом удобства пользования (юзабилити). Причем оформление должно быть таковым, чтобы не отпугивать посетителей, а создавать им удобства для пользования сайтом.
Роль привлечения посетителей на сайт выполняет графическое оформление, а удобство и неприкрытая простота позволяет удерживать посетителя и заставляет его возвращаться на сайт еще раз.
Прослеживая развитие сайтов в Runete, удивляешься разнообразию и в некотором роде несовершенству многих сайтов, так как они созданы любителями. Хотя это не мешает этим сайтам быть популярными.
Я в своей работе уделяю большое внимание логике и структуре сайта. Кто-то больше уделяет внимание дизайну, так как имеет хороший опыт в создании графического оформления. Каждый приходит к такому построению сайта, исходя из своего опыта и полученных знаний.
Теперь что касается стиля сайта и художественного направления. Тут вообще царит полная неразбериха для любителей. Почти все они думают, что, создав сайт в 2-х или 3-х колоночном дизайне, они тем самым закладывают свое направление в дизайне. На самом деле они даже не знают, какому стилю или направлению принадлежит их сайт.
Поэтому будем разбираться вместе. Мне кажется все, что присуще дизайну в обычной жизни, присуще и веб-дизайну. Как вы понимаете в дизайне существует очень много художественных направлений начиная от романского стиля (10 — 12 века) и заканчивая постмодернизмом конца 20 века.
Я же хочу выделить для вас несколько направлений (стилей) в вебе, которые успешно используются: минимализм, информационный дизайн, дизайн в бизнес-стиле, промостиль, Веб-2, дизайн в стиле флеш. Во всех этих стилях могут быть использованы и художественные направления дизайна. Каждый из этих стилей успешно применим и расширен многими профессиональными дизайнерами.
Хочу привести ряд сайтов, которые отвечают данным направлениям.
Минимализм.
— сайт основателя понятия «юзабилити» Якоба Нильсена.
— поисковая система Яндекс
Информационный дизайн
— новостной портал Lenta.Ru
Бизнес-стиль
— интернет-аукцион
Дизайн в стиле Веб-2
— сервис блогов от Google
— сеть социальных закладок
— сайт Бюро Пирогова
Дизайн в стиле флеш
Давайте рассмотрим каждый из этих направлений в отдельности.
Дизайн в стиле минимализма
Основы минимализма сводятся к минимуму используемых средств при создании сайта.
Простота и логичность — вот основа минимализма.
Что определяет данное направление:
1. Белый фон, черный текст.
2. Отказ от графики.
3. Присутствие ограниченного количества шрифтов (максимум 2).
4. Минимальное оформление: пиксельные значки, тонкие линии.
5. Текстовая навигация.
6. Тщательная работа над контентом, так как количество информации на сайте огромное.
7. Четкая модульная сетка (каждый из блоков размещен с учетом юзабилити).
Информационный дизайн
Информационный дизайн — это минимализм в высшей точке его проявления. Взяв от минимализма простоту и легкость подачи информации и соединив ее с минимальным графическим оформлением, получили достаточно удобное направление в дизайне. В основном данное направление нашло себя в средствах массовой информации.
Бизнес-стиль пришел к нам «из-за бугра» и служит для продажи какого-либо товара или услуги.
Основные черты бизнес-стиля:
1. Фиксированная ширина сайта
2. Стандартное расположение элементов сайта.
3. Привычные образы, позволяющие сразу определить стиль сайта.
4. Применение баннерной рекламы.
Дизайн в стиле Веб-2
Веб-2 новое направление в дизайне сайтов. В основном данное понятие возникло в результате выхода статьи Тима О Рейли, в которой он описал развитие большого числа сайтов объединенных некоторыми общими принципами и технологиями.
Что предшествовало развитию Веб-2:
— развитие технологии, которая позволяет моментально добавлять и обновлять контент сайта. Это связано с развитием CMS и технологии RSS-потоков.
— получила широкое распространение технология Ajax. Это привело к тому, что стали создаваться сайты, в которых необходимая информация не перезагружала сайт, а всего лишь подгружала необходимые пользователю данные.
— стали возникать сайты, данные в которых заимствованы у других сайтов и все это наполняется автоматически.
— стали возникать сайты, наполненные тегами (метками) — ключевыми словами, определяющими описание объекта (статью, изображение и т.д.)
Что определяет дизайн Веб-2:
1.Слегка увеличенный размер шрифта.
2. Шрифт для заголовка Trebuchet MS
3. Блоки с закругленными углами
4. Глянцевые блики на кнопках
5. Логотипы с зеркальным отображением
6. Облако тегов (меток)
7. Отсутствие привычной высокой шапки
8. Нестандартная модульная сетка (шаблон сайта)
9. Текстовая контекстная реклама, качественные флеш-ролики
10. Юзабилити
Промостиль
Очень интересный стиль, в котором проявляется весь талант и профессионализм дизайнера. Он направлен на создание очень красочных сайтов, направление которых — презентация товара или услуги.
Промостиль и презентационный дизайн неразрывно связаны.
Что определяет такой дизайн:
1. Очень много графики
2. Графика первична, контент вторичен.
3. Рекламное содержание сайта
4. Отсутствие посторонней рекламы
5. Визуальная «богатость» и «глянцевость» сайта
Дизайн в стиле Флеш.
Возник такой дизайн не так давно, но с каждым днем завоевывает популярность. Флеш технология используется в ситуациях, когда нужно создать нечто совершенно необычное не только по внешнему виду, но и по функциональности.
Чаще всего флеш применяется для презентации как мелких фирм, так и крупных компаний. Флеш для этого очень подходит, так как в него можно поместить картинку, звук, видео, и еще добавить ряд каких-либо эффектов.
Можно выделить следующие характерные направления, в которых работают дизайнеры:
— минимализм;
— футуризм;
— интерактивный журнал.
Что касается взаимодействия с посетителями, то разделяют флеш-сайты на:
1. Статичные
2. Сайты более или менее живые
3. Динамичные сайты (живые сайты)
Надеюсь, что мои размышления о веб-дизайне, помогут вам определиться в направлении ваших действий при создании своего сайта. О том, как научиться создавать сайты, вы можете узнать прочитав отдельную страницу блога.